Восемь человек — пилот и семь парашютистов — погибли в воскресенье утром при катастрофе легкого самолета «Финист» в Челябинской области. Как рассказала корреспонденту GZT.RU старший помощник руководителя Уральского следственного управления на транспорте СКП России Ирина Саркисян, в 11.07 по местному времени с расположенного в 15 км от Челябинска аэродрома Калачево взлетел самолет СМ92Т «Финист». По ее словам, аэродром принадлежит обществу РОСТО (бывшее ДОСААФ) и используется в основном малой авиацией. На борту легкого самолета находился пилот, инструктор по парашютным прыжкам и шесть парашютистов, в том числе две молодых девушки — 21 и 25 лет.
Спустя несколько минут после взлета, когда «Финист» набрал высоту около 150 метров, он неожиданно резко пошел вниз и врезался в землю. «Все находившиеся на борту люди погибли на месте. От самого самолета частично уцелела лишь хвостовая часть», — сообщила Ирина Саркисян. По ее словам, на место ЧП немедленно выехали следователи и криминалисты как из Челябинска, так и Екатеринбурга, где базируется следственное управление. Она отметила, что пока нет точной информации, кому именно принадлежал самолет — авиакомпании «Чел-авиа» или частному предпринимателю Олегу Васильеву. По ее словам, это будет выяснено после изучения документации на воздушное судно.
Список погибших
1. Николай Дудкин, пилот, 1958 г.р.;
2. Бакгоф Сергей, инструктор, 1958 г.р.;
3. Пушкарев Александр, 1967 г.р.;
4. Саитов Евгений, 1976 г.р.;
5. Ломова Анастасия, 1984 г.р.;
6. Машкин Олег, 1962 г.р.;
7. Набокин Денис, 1971 г.р.;
8. Литвинова Наталья, 1988 г.р.
Источник: Уральское СУ на транспорте СКП РФ
Тем временем уже принято решение о возбуждении уголовного дела по факту крушения «Финиста» по части 3 статьи 263 УК России «нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Ирина Саркисян подчеркнула, что следствием изучаются все возможные версии причин авиакатастрофы, но наиболее вероятными пока являются отказ техники и ошибка пилота. Представитель СКП отметила, что вряд ли в случившемся сыграла роль погода: метеоусловия были весьма благоприятны для полетов. Вместе с тем она отметила, что это уже третье за последние два месяца серьезное авиапроисшествие на Урале. Ранее разбились два легких самолета – в Тюменской области и Пермском крае.
Разбившийся под Челябинском «Финист» участвовал в МАКС-2009
Директор «Чел-авиа» Александр Лукошков пояснил корреспонденту GZT.RU, что разбившийся «Финист» принадлежал на праве собственности учредителю их компании Олегу Васильеву. А СМ92Т был нанят группой спортсменов — парашютистов – любителей из Челябинска, которых сопровождал их инструктор. Одна из девушек должна была выполнять прыжок в тандеме с инструктором.
«Разбившийся самолет прошел необходимую подготовку и был полностью исправен», — заявил «Александр Лукошков. По его словам, „Финист“ был выпущен смоленским авиазаводом в 2004 году, а несколько месяцев назад даже выставлялся на авиасалоне МАКС-2009 в Жуковском. Он особо отметил, что за штурвалом находился пилот „Чел-авиа“ Николай Дудкин. „Это пилот высшего класса, настоящий профессионал, отставной подполковник, имеющий квалификацию "военный летчик-снайпер". К нам в компанию пришел в 2007 году. Я не знаю, что произошло в Калачево, давайте дождемся выводов следствия. Со своей стороны мы окажем ему полное содействие“, — сказал Александр Лукошков.
Отдельно он отметил, что, скорее всего, в ближайшее время полеты самолетов «Чел-авиа» будут приостановлены. Надо отметить, что авиапарк компании состоит из 19 воздушных судов. В основном это легкие самолеты итальянского производства и три небольших американских вертолета. «Финист», который часто используется для прыжков парашютистов, был единственным в «Чел-авиа».
Кстати, сама компания «Чел-авиа» была создана относительно недавно — в 2003 году. Ее основатели и сотрудники — энтузиасты малой авиации, в большинстве своем профессиональные летчики гражданской и коммерческой авиации. Фирма специализируется на организации учебных и экскурсионных полетах, подготовке летчиков-любителей, поставке и обслуживании воздушных судов производства Италии. Помимо Челябинска авиакомпании имеют представительства в Москве, Самаре и Казани и использует целую сеть аэродромов.
СМ-92 «Финист»
Многоцелевой транспортный легкомоторный самолет, спроектированный коллективом фирмы Техноавиа. Первый полет прототипа состоялся 29 декабря 1993 года. Строится Смоленским авиационным заводом.
«Финист» — цельнометаллический высокоплан. Силовая установка состоит из воздушного винта и двигателя М-14П. Доступ в салон осуществляется через грузо-пассажирскую дверь, находящуюся на левом борту фюзеляжа, которая при открывании сдвигается назад.
Экипаж — 1 человек;
Размах крыла — 14,6 м;
Длина самолета — 9,1 м;
Максимальная скорость — 280 км/ч;
Максимальная взлетная масса — 2350 кг;
Практическая дальность — 1300 км;
Практический потолок — 3000 м;
Нагрузка — 6–8 пассажиров или 600 кг груза.
Проблемы аэродрома Калачево
Это уже вторая авиакатастрофа на аэродроме Калачево за последнее время. В мае прошлого года при посадке здесь разбился двухместный самолет «Гольф-100». Тогда погибли военный летчик первого класса Александр Амелин и курсант Максим Михайловский. По версии следствия, пилот превысил предельно допустимый крен крыла самолета и не смог выровнять курс.
Надо отметить, что Калачево ранее даже закрывали из-за того, что руководство челябинского РОСТО не исполняло предписания авиационных властей. В 2005 году аэродромом заинтересовалась транспортная прокуратура. Тогда было обращено внимание, что в центр управления полетами сообщалось о взлете совершенно другого воздушного судна. При проверке вскрылись многочисленные нарушения: не была налажена охрана, отсутствовало нормальное освещение и т.д. По ходатайству прокуратуры после крушения «Гольфа» деятельность аэродрома в прошлом году была приостановлена. После того как недочеты на аэродроме были устранены, суд разрешил полеты.