Фильм «Бубен, барабан» — острый и беспощадный фильм о том что, все врут. А кто воюет с ложью — врет больше всех.
Неясно, что именно подвигло сценариста и режиссера фильма «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева («Кремень», сценарий «Каменная башка») взять на главную роль Наталью Негоду («Маленькая Вера», «Завтра была война»), не игравшую в кино до этого 13 лет. Но в выборе он не ошибся. И сегодня на российских экранах мы видим современную, очень острую драму о том, что происходит рядом с нами прямо сегодня по всей стране.
Фильм «Бубен, барабан» уже побывал на «Кинотавре», а затем на кинофестивале в Локарно, где получил приз за лучшую режиссуру и главный приз – за лучший фильм, после чего, в середине ноября, побывал на главном восточноевпропейском смотре кинематографа в Коттбусе, где тоже получил награды: приз «За режиссуру», который разделил с хорватским фильмом «Черные», и диплом «экуменического» жюри «За гуманизм».
В фильме «Бубен, барабан», не смотря на то, что он назван по имени сразу двух музыкальных инструментов, музыки нет вообще, обошлись одними шумами. Но от этого он вылядит еще острее.
Провинциальная библиотекарша в роли Александра Македонского
В маленький городок приезжает отставной Моряк (Дмитрий Куличков). В фуражке, при погонах и черном форменном галстуке. Прямо с поезда он первым дело идет местную библиотеку, где вручает заведующей Екатерине Артемовне (Наталья Негода) купленную в поезде книгу: «Вот украли у вас, в поездах теперь продают». И тут же назначает Екатерине Артемовне свидание. Ему откладывать некогда — он приехал новую жизнь строить.
Екатерина Артемовна, которая сама же эту книгу на станции и продала, приглашение принимает. И позже, глубоким вечером, возле чебуречной слушает из уст Моряка назидательную тираду о том, что хуже воровства нет ничего, и что только долготерпение человека человеком делает. Моряк о приработках Екатерины Артемовны ничего не знает, он просто раскрывает душу. Артемовна молчит.
Отношения вроде как завязываются, но ненадолго. Принципиальный Моряк, узнав, что его пассия книжки тырит, меняет свою милость на гнев и уходит спать к ее подруге-подчиненной, а потом и вовсе покидает пыльный снулый городок. Но на этом история не заканчивается.
В фильме много персонажей: подруга и подчиненная Екатерины Артемовны, врач-стоматолог, который тоже ухаживает за библиотекаршей, ее брат, жена, брата, отец. Вокруг главной героини расставлен полный комплект забот одинокой женщины, работающей на бюджетной работе.
Все фигуры в фильме не декоративные — у каждого своя сюжетная нить, и нити эти затягиваются вокруг героини настоящий гордиев узел. И поступает с ним героиня исторически верно — на манер Александра Македонского. Решительно и страшно.
Всем потеряшкам посвящается
Эстетика фильма, при высоком качестве картинки, поражает жутковатым натурализмом. Здесь и облупленные двери рабочих общежитий, и пыль районных библиотек, и столово-занавесочный антураж поселочных «ночных клубов», и вокзальные чебуреки на картонных полутарелочках, которые и посудой не назовешь. Все, от манеры местных милиционеров, до праздников в тапках и трениках схвачено четко и уместно. Но фильм не стремится быть слепком нашего времени, каким тужится, например, стать фильм «Похороните меня за плинтусом» для 70-х. Главный бал в нем правит драма.
Фильм «Бубен, барабан» похож на еще один вестник нового жанра, который можно условно назвать «современная русская провинциальная драма». Это не единственная подобная лента. Не так давно у нас в России вышла еще один не менее сильный фильм этом ключе — »Миннесота» режиссера Андрея Прошкина.