Цены на бензин растут одиннадцатую неделю подряд. Эксперты прогнозируют дальнейший рост, объясняя это явление традиционным всплеском спроса на топливо весной и повышением мировых цен на нефть. В антимонопольной службе (ФАС) уверяют, что цены растут в пределах инфляции, и повода для беспокойства пока нет. В случае резкого взлета цен ФАС обещает жестко наказать нефтяников.
По оценкам Росстата, на прошлой неделе (с 6 по 12 апреля) рост потребительских цен на бензин в России составил 0,5%. В Москве бензин в среднем за неделю подорожал на 0,9%.
"Если каждую неделю розничные цены на бензин будут прибавлять по 0,5%, то за год его стоимость может вырасти почти на 90%", – подсчитал аналитик инвесткомпании "Метрополь" Алексей Кокин.
По данным Российской топливной ассоциации, за три месяца 2010 года оптовые цены на бензин в России повысились на 15%, а розничные – на 3-4%.
«Основным фактором роста цен на бензин, судя по всему, является ситуация на мировых рынках нефти: за последние два месяца средняя цена на российскую марку нефти Urals выросла почти на 9%», – комментирует директор департамента «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. По его мнению, если нефть будет и дальше дорожать, цены на нефтепродукты в России тоже продолжат рост.
В аналитическом центре «Кортес» прогнозируют, что бензин не подорожает резко. «Если нефть не совершит скачок с текущих уровней, то есть вероятность, что повышение будет постепенным», – говорит аналитик "Кортеса" Михаил Турукалов.
С этими оценками согласен Алексей Кокин из "Метрополя": нефть будет колебаться в пределах $75-85 за баррель, а если пробьет $90 за баррель, то ОПЕК увеличит добычу и цены вернуться на текущие позиции.
Дорогая весна
На цену влияют еще и сезонные факторы. В мае несколько нефтеперерабатывающих заводов закроются на ремонт, а значит производство бензина сократится. Кроме того, весной и летом спрос на бензин максимален и это тоже влияет на цены.
Весной прошлого года, по данным Русского топливного агентства, с конца апреля до начала лета бензин подорожал на 50-70%. Директор агентства Сергей Цукасова не исключает повторения аналогичной тенденции и в этом году.
Формулу не придумали
В правительстве за цены на бензин отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая пытается найти способы борьбы с монополизмом нефтяных компаний, если они необоснованно повышают цены на нефтепродукты.
Например, ФАС хочет привязать внутрироссийские цены на нефтепродукты к мировым ценам на нефть с помощью формулы. Процесс создания формулы начался уже давно. Еще совсем недавно ФАС обещал, что вопрос будет решен до 1 марта 2010 года.
Как рассказал 16 апреля GZT.RU замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, предложения по формуле цены были направлены в правительство, решение по ним пока не принято.
Биржа не работает
Еще один инструмент борьбы с картелями нефтяников – биржа. Ее ФАС также пытается создать уже много лет. Недавно служба выступила с предложением: вписать в лицензии на нефтяные месторождения обязательство продавать часть нефти и нефтепродуктов на бирже.
Жесткие требования нужны, потому что сами нефтяники на биржу не стремятся. По словам Голомолзина, по итогам 2008-2009 годов на бирже было продано порядка 2-3% нефтепродуктов, а для того, чтобы цена была объективной и рыночной, необходимо 10-15%.
Штрафы никто не платит
Самая известная мера противодействия жадности нефтяников – миллиардные штрафы. За злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке ФАС оштрафовал ЛУКОЙЛ на 6,54 млрд рублей, " Роснефть" на 5,28 млрд рублей, ТНК-BP на 4,2 млрд рублей), «Газпром нефть» на 4,7 млрд рублей. Правда, ни одна компания эти штрафы еще не заплатила: нефтяники успешно оспорили их в суде.
«В целом статистика такова, что примерно 70-80% случаев антимонопольные органы выигрывают. Но ключевое значение имеют решения по крупным вертикально-интегрированным нефтяным компаниям. Окончательное решение по этим штрафам судебной властью пока не вынесено», – признал замглавы ФАС.
ФАС довольна ценам
Тем не менее, в ФАС уверены, что нынешняя антимонопольная политика позволяет сохранять цены на бензин на невысоком уровне.
"За 2009-2010 год цены на топливо на розничном рынке находились в пределах потребительской инфляции. Колебания, конечно, происходят. Как правило, они носят сезонный характер. Иногда отстают, иногда опережают инфляцию", – говорит Голомолзин.
"Чем хуже будут себя вести нефтяные компании, тем жестче мы будем предлагать законодательные решения структурного характера. К примеру, предлагается разделить оптовое и розничное звено компаний, обсуждаются ограничения участия ВИНК на региональных розничных рынках, предлагается система гибких пошлин, для того, чтобы защищать внутренний рынок. Мы рассчитываем, что в комплексе они дадут позитивный эффект", – рассказал чиновник.