Будущий фильм Андрея Звягинцева «Елена» получил спецприз на фестивале независимого кино «Сандэнс» в США. Эту премию дают на стадии сценария, оценивая потенциал картины и ее режиссера. Проект Звягинцева признан лучшим из всех, присланных на фестиваль из Европы.
Вечером 28 января стали известны обладатели специальной Премии для кинематографистов разных стран, вручаемой на крупнейшем в США фестивале независимого кино «Сандэнс». В число победителей за 2009 год вошел российский режиссер Андрей Звягинцев, прославившийся на весь мир после того, как получил на Венецианском кинофестивале два «Золотых льва» за фильм «Возвращение». На этот раз судьи оценили его новую работу, находящуюся еще на стадии сценария,— фильм «Елена».
Специальную премию на «Сандэнсе» ежегодно вручают учредитель фестиваля, институт «Сандэнс», совместно с японской вещательной компанией NHK. Награда, учрежденная в честь столетия кинематографа в 1995 году, вручается независимо от премий за фильмы, представленные в основной программе фестиваля. Особенность приза в том, что он вручается за еще не снятые фильмы. Жюри выбирает победителей по сценариям их следующих работ, а также по их уже вышедшим картинам. Победителей всегда четверо — они представляют Европу, Японию, Латинскую Америку и США.
Кроме Андрея Звягинцева, признанного лучшим из европейцев, в нынешний список победителей вошли Амат Эскаланте со сценарием «Хели» из Мексики, Дайсуке Ямаока со сценарием «Прекрасная жизнь в Асахигаока» из Японии и Бен Цейтлин со сценарием «Чудовища Юга» из США.
«Я снимаю кино для себя»
Так как фильм «Елена» еще не снят, о нем даже в России практически ничего не известно. Его лишь упоминал несколько раз в своих интервью продюсер Александр Роднянский — в числе проектов его компании AR Films. Аннотация на сайте фестиваля «Сандэнс» дает некоторое представление о том, каким будет новый фильм автора «Возвращения». Известно, что это драматическая лента, которая рассказывает о жизни пожилой женщины. Она живет с богатым мужем в роскошном доме и пытается спасти сына от алкоголизма, а его семью — от нищеты.
«Меня такое описание вполне устраивает, потому как оно к сценарию имеет минимальное отношение,— сказал Андрей Звягинцев GZT.RU.— Хочется сохранить интригу. Не вижу ни малейшего смысла описывать свой будущий фильм. Фильмы надо смотреть, а не читать про них».
Премия института «Сандэнс» и NHK — большое подспорье для режиссеров, потому что институт тесно сотрудничает с победителями в течение года, помогает им решить вопросы финансирования и производства их фильмов, а японская сторона вручает им $10 тыс. наличными и гарантию на приобретение прав показа по японскому телевидению.
С другой стороны, эта награда накладывает на режиссера дополнительную ответственность. «Доверие, оказанное нашему проекту со стороны компании NHK и Института Сандэнс, конечно же привносит в работу над фильмом дополнительное напряжение. Напряжение бремени возлагаемых на тебя надежд,— говорит Звягинцев.— Когда из сотни присланных на конкурс сценариев выбирают твой, конечно, это приятно, но и очень ответственно. Впрочем, лишняя ответственность моему перфекционизму не повредит. Премия полученная проектом „Елена“ — это награда еще не фильму, это оценка потенциала изложенного на бумаге замысла. Сценарий — это лишь промежуточный продукт на пути к фильму».
Для Андрея Звягинцева приз «Сандэнса» и NHK — первая американская награда. До этого его работы неоднократно отмечались премиями в Европе, и европейской публике его имя хорошо известно. Однако он подчеркивает, что не ставит перед собой специальной цели завоевать тот или иной приз или ту или иную аудиторию.
«Если бы меня интересовало расширение границ аудитории моих фильмов, я бы снимал другое кино. Боюсь показаться занудным, но я продолжаю утверждать то же, что говорил всегда: я снимаю кино для себя,— говорит Звягинцев.— Может быть это звучит несколько эгоистично, но тем не менее это единственно верное для меня направление творческой деятельности. Кино следует снимать для себя, из себя, так, как ты это видишь и чувствуешь, без оглядки на зрителя. В этом скрыт парадокс, но именно следуя этому принципу, ты и отыщешь свою аудиторию. И ее (аудитории) широта не имеет никакого значения. Широта интересует продюсера, художника должно занимать другое».