Эйнштейн говорил: «Делайте все по возможности простым, но не проще». Если модель излишне упрощена, вы можете потерять важные нюансы. Именно это и происходит со многими академическими схемами! Это может быть самоубийственно в нынешней маркетинговой среде с ее миллионами ситуаций. Мир бизнеса не может регулироваться несколькими грубыми схемами и догмами. В лучшем случае все эти матрицы, цепочки, «анализы», и т.д. суть напоминания, визуализации и пр.; в худшем случае, они являются эффективными убийцами творчества, так необходимого в современном маркетинге.
Схемы отдаляют фирму от Клиента, препятствуя клиенто-ориентированности. Пять конкурентных сил Портера призывают даже конкурировать с... покупателями.
Эти мертвые схемы, в сочетании с ущербной аргументацией, характерной для академического маркетинга, в основном и создают ту огромную пропасть, которая ныне отделяет академистов от практиков.
В то время как многие бизнес-школы мира постепенно отказываются от преподавания этой схоластики, она по-прежнему в центре учебных программ в российских заведениях, например, в МИРБИСе и ВШЭ.